Плетение на коклюшках для начинающих: мастер класс как делать узоры и техника кружева

Загрузка ... 30 июня 2009 04:00 Одна модная эпоха сменяет другую модную эпоху, но кружево продолжает покорять сердца и остается символом загадки в женщине. 😑 😑 😑 1 / 15

кружево

imageimage

кружево

Кружево – это сокровище из бабушкиного сундука, которое никогда не выходит из моды. Подтверждение тому – присутствие кружева в последних коллекциях Chanel, Valentino, Balenciaga, Dolce & Gabbana, Jean Paul Gaultier, Givenchy, Prada, Валентина Юдашкина, Виктории Адреяновой. В этом сезоне ажурная красота снова остается актуальным трендом. Кружево царит на подиумах и в гардеробах голливудских звезд. Must have сезона – черное кружевное платье, соблазнительное и романтичное. Именно такой наряд предпочли для недавних светских выходов актрисы Пенелопа Крус, Скарлетт Йоханссон и Лив Тайлер.

Страсти по кружеву кипели всегда. Секреты кружевного дела той или иной страны охранялись как государственная тайна. Ажурные изделия запрещались королевскими указами за непомерно высокую стоимость и вывозились контрабандой. Купцы делали баснословные состояния, а знать нередко разорялась дотла. Светский щеголь закладывал дом и лошадей, оставлял себя и семью без средств к существованию, но украшал костюм по последней моде. Только на воротник уходило до 15 метров кружева, а ведь продавалось оно на вес: один грамм утонченного рукоделия оценивали в один грамм золота.

Кружевная мания охватила Европу в XVI веке, хотя заимствование аристократами кружева из облачения католических священников произошло уже в XV столетии. Родиной кружева стала Италия. Придумав ажурное полотно, по технике исполнения близкое вышивке, здешние мастера назвали его punto in aria – «стежок в воздухе». Шитье иглой – исторически первый способ изготовления кружева. Почти сразу возник и второй способ – плетение на коклюшках, особых палочках-катушках, удерживающих нить во время работы. Самым дорогим и известным итальянским кружевом было венецианское. Его достойными соперниками вскоре стали кружева из Франции и Фландрии (Нидерландов): алансонские, валансьенские, брабантские.

кружево

Первые достоверные сообщения о русском кружеве относятся к XIII веку. В Ипатьевской летописи среди событий 1252 года упомянута встреча князя Даниила Галицкого с королем венгерским. Летописец отмечает, что одет князь был богато, наряд его украшало золотое «круживо». До начала XVII века кружево на Руси изготавливали металлическое, из золотых и серебряных нитей. Дорогая отделка, расшитая жемчугом, шла на церковное облачение, одеяние государя и вельмож.

В XVII веке традиции русского кружевоплетения обогатило знакомство с ажурным искусством Европы. Заданное Петром I «равнение на Запад» сделало обязательным европейский костюм, а в нем непременно присутствовало кружево. Русские кружевницы перенимали новые способы старинного рукоделия от иностранных мастериц. Так, по указанию Петра I в московский Новодевичий монастырь были приглашены фламандские монахини для обучения девочек-сирот плетению кружев. Освоение иноземного искусства шло быстро, вскоре им стали заниматься и в монастырях, и в дворянских усадьбах.

Появились новые узоры и материалы: теперь мастерицы умели работать со льном, шелком, хлопком. Шитое кружево в нашей стране признания не получило, а коклюшечное достигло особого совершенства. Ажурное полотно той или иной губернии имело свои особенности орнамента и приемов плетения, связанные с местными традициями и культурой. Славились московское, михайловское, рязанское, ярославское, вятское кружево. Главными центрами кружевоплетения страны в XIX веке стали Вологда и Елец, причем вологодское кружево получило всемирную известность. Оно было предметом вожделения европейских модниц, удостаивалось высших наград на международных выставках. Кружева на продажу плела вся Вологда: и женщины, и мужчины, и дети – все сословия, кроме дворян и купечества.

кружево

Кружево можно считать одним из символов феминизма. Голландские мастерицы плетением кружев зарабатывали себе приданое, содержали семью наравне с супругом, создавали собственные гильдии (средневековые профсоюзы). Даже овдовев, кружевница, имевшая постоянные заказы, могла жить в достатке и одна воспитывать детей.

А вот пара любопытных фактов из России. В узорах вологодских кружев 1930-х годов на смену традиционным орнаментам пришли эмблемы времени – изображения тракторов, пароходов, поездов, самолетов, государственного герба. Такая вот «пропаганда»…

Второй факт: на протяжении десяти лет ажурные плетения вологодских мастериц были своеобразной валютой. В 1943–1953 годах наше государство поставляло кружева в Великобританию, получая взамен оружие, лекарства и продовольствие: все для фронта, все для победы!

Кружево давно является свадебным атрибутом. Историки моды утверждают: первой невестой в белом кружевном платье была Анна Бретонская, чье венчание с королем Франции Людовиком XII состоялось в 1499 году.

В Англии XIX века, во времена королевы Виктории, использование кружева в свадебном гардеробе стало строго соблюдаемой традицией.

Но самое знаменитое платье невесты – это, бесспорно, наряд голливудской актрисы Грейс Келли, надетый ею 19 апреля 1956 года, в день свадьбы с князем Монако Ренье. На создание этого платья ушло 25 метров шелковой тафты и 100 метров розового валансьенского кружева XIX века. Раритетное шелковое кружево в одном из французских музеев будущий муж выкупил специально для Грейс.

Среди известных невест, выбравших нежную элегантность ажура, – Жаклин Кеннеди, принцесса Диана, Брижит Бардо, Николь Кидмани другие иконы стиля. В наряде леди Ди старинное кружево украшало не только платье и фату, из него были сшиты даже туфли новобрачной.

Расскажите друзьям

Большинство людей тянет к прекрасному. Так было всегда, поэтому многие народные художественные прикладные промыслы зародились очень давно. Не исключение плетение на коклюшках. В Россию оно пришло из Европы и получило широкое распространение по необъятным просторам Российского государства. Сегодня многие пользуются кружевами и делают их своими руками. Любой желающий, проявив усидчивость и старание, может освоить азы этого прекрасного искусства.

Оборудование для кружевоплетения

Чтобы начать обучение плетению кружев на коклюшках, для начинающих важным шагом является тщательная подготовка. Несмотря на то что оборудование для этих работ очень простое, его необходимо подготовить заранее. Вот что понадобится для таких работ:

  1. Коклюшки. Главный инструмент для кружевоплетения — это деревянные палочки цилиндрической формы с небольшим утолщением на конце. Под утолщением находится шейка для натягивания и намотки ниток. Этот инструмент всегда парный, поэтому в наборе должно быть чётное число коклюшек. Современные инструменты делают не только из дерева, но и из других материалов.
  2. Нитки. Для кружев используют разные нитки. Первое время обычно учатся на дешёвых хлопчатобумажных, а потом переходят на более прочные и более ценные. Очень популярны шёлковые и шерстяные кружева. Цвет, толщина и качество определяют по тому, что решают сплести.
  3. Валик. Или подушка для подложки на рабочем столе. Без этого оборудования невозможно нормально работать. Изготовляют такую подушку из плотного материала, в середину обычно зашивают твёрдую сердцевину, которую обматывают достаточным слоем поролона, чтобы булавки не доставали до сердцевины.
  4. Подставка. Приспособление в виде козлов для удержания валика в неподвижном состоянии. Роль такой подставки может выполнять простой фанерный ящик или другое приспособление, обеспечивающее надёжную устойчивость подушки.
  5. Булавки. Для плетения чаще всего используют декоративные булавки с цветными шариками на конце. Кто-то пользуется канцелярскими булавками. Однако их предварительно готовят для работ, заливая эпоксидной смолой или другим клеем верхние колечки, чтобы не цеплять нитку во время плетения.
  6. Крючок. Обыкновенный вязальный крючок нулевого номера используют при работах с коклюшками.
  7. Сколок. По сути, это рисунок будущего узора. Он выполняется на плотной бумаге в виде основных точек, где вставляют булавки для плетения кружева. Под него обычно подкладывают плотный картон. Чтобы сколок служил дольше, его некоторые запаивают в целлофан. Однако в век цифровых технологий легче всего распечатать новый сколок на принтере, чем думать о том, как сохранить старый рисунок для нового кружева.

Подготовившись к работе, начинающий мастер спешит попробовать сплести первый узор собственноручно. Однако спешка вряд ли будет способствовать качеству работ, поэтому искушённые в освоении чего-то нового стараются узнать побольше о предстоящем деле.

Плетение на коклюшках — древнее искусство создания кружева

Плетение на коклюшках — древнее искусство создания кружева

Кружево во все времена привлекало к себе внимание за счет своей изящности, ажурности и уникальности. И хотя процесс создания кружева совсем непрост, даже сегодня находятся мастерицы, которые готовы неделями сидеть над такой филигранной работой, чтобы постичь секреты трудоемкого искусства. Одним из самых известных способов создания кружева является плетение на коклюшках, о котором мы постараемся вам рассказать!

Читайте также:  Кобра из паракорда. Браслет из паракорда: как его плести?

Плетение на коклюшках — это особая техника плетения кружева, в которой узор создается с помощью специальных инструментов: валика и коклюшек. Коклюшки — это специальные деревянные палочки, на которые наматываются нити плетения.

История

Возникновение кружевоплетения связывают с такими странами, как Италия и Испания. В средние века из-за быстрого развития торговли, эта технология появилась и в России, где вобрала в себя черты национальной культуры, став уникальной и самобытной. Существует легенда, согласно которой кружево распространилось в Российской Империи благодаря стараниям Петра I: он вывез из Голландии несколько кружевниц, они же, в свою очередь, стали обучать русских мастериц. Со временем образовалось две основные школы кружевоплетения: елецкая и вологодская, расскажем подробнее о вологодской.

Вологодское кружево

Не трудно догадаться по названию, что это кружево было широко распространено в Вологодской области. Основным отличительным элементом этого стиля может считаться «вилюшка» — кружевная, ажурная дорожка или тесьма, которая проходит рядом с «решетками» (сетка, получаемая в результате плетения любого кружева). Обыкновенно, с помощью вилюшки создаются узоры в виде роз, спиралей и других «завитых» элементов. Стоит отметить, что вологодские кружевницы очень любили геометрические мотивы, и насыщенный плотный рисунок.

Мы познакомим вас с основными приемами плетения на коклюшках.

Инструменты и материалы

Коклюшки — деревянные палочки вытянутой формы, на которые наматываются нити плетения. Чаще всего, коклюшки изготавливаются из деревьев вроде яблони или клена, потому что они имеют гладкую структуру — это может уберечь руки кружевницы от заноз. Каждый инструмент подбирается индивидуально, длина и ширина зависит от того вида кружева, которое должно выполняться с помощью коклюшек. Длина коклюшек варьируется от 10 до 100 мм.

Валик — специальная подушка, которая туго набита соломой, поролоном, перьями или опилками. На валике закрепляются булавки, необходимые для плетения.

Для облегчения работы с довольно большим валиком используют «козлик»— специальную подставку, на которую ставится валик

Подставка для валика. Фото: sam.mirtesen.ru

Сколок — что-то вроде трафарета, по которому работает кружевница. Это кожаный или картонный отрезок, где точками отмечены места, необходимые для размещения булавок. Созданием сколков занимаются художники, поэтому каждый новый рисунок — это уникальное приобретение в коллекции мастерицы.

Также для кружева требуются булавки, лучше выбирать те, которые имеют на конце цветной шарик, по ним будет проще ориентироваться и фиксировать нити. Исторически в качестве материала кружевницы использовали льняные нити, однако со временем стали широко применяться нити мулине, хлопковые нити и даже шелк — кружево можно создавать практически из всего. В русском кружеве вообще часто присутствуют различные дополнительные материалы, например, жемчуг, бусины, перья или мех. Это добавляет плетению интересную самобытность, а также особенный стиль.

Сережки из кружева с жемчугом. Фото: fr.aliexpress.com

Мастер – класс по плетению на коклюшках.

Читайте также:  Как сделать деревянную удочку. Как сделать удочку — делаем самодельные снасти для ловли рыбы в домашних условиях (90 фото и видео)

О том, что такое плетение на коклюшках, чем оно привлекательно для мастериц, и какие есть секреты в этой технике, мы поговорили с Татьяной Григорьевной Борняковой, которая является методистом декоративно-прикладного искусства марьяновского музея и руководителем студии «Сибирские узоры».

Чем вас привлекает плетение кружева на коклюшках?

Прежде всего, красотой, необычными узорами, К тому же я знаю многие виды рукоделия, и освоить что-то новое для меня всегда было интересно!

Как вы стали этим увлекаться?

Кружевоплетение я начала осваивать три года назад. Читала много специальной литературы, просматривала в интернете мастер-классы по обучению плетения на коклюшках. Единственной сложностью для меня было в том, что не было рядом наставника.

Немного о процессе

Существует несколько видов техник плетения на коклюшках: сцепная, парная и численная. Сцепное плетение отличается от парного тем, что детали кружевного изделия вышиваются отдельно, а потом соединяются (сцепляются) с помощью крючка. Парное же кружево плетется одновременно с помощью нескольких пар коклюшек, иногда их количество может доходить до 100. Численное кружево — это самый простой способ плетения, он не требует использования огромного количества коклюшек и сколка.

Этапы процесса:

  • Создание схемы или сколка, это очень непростое занятие, поэтому в основном им занимаются художники
  • Следующий этап — это наматывание нитей плетения на коклюшки, которые при этом соединяются парами
  • Далее на сколке размещаются булавки, чтобы на них потом можно было наматывать нити
  • Когда нити и булавки подготовлены, ориентируясь по сколку, кружевница создает необходимый узор

Наматывание нити на коклюшку.

Плетешок. Первоначальный элемент в плетении узора.

Коклюшки поменять местами справа налево, т.е. перевить.

Следующий этап: левую коклюшку правой руки подвести под правую коклюшку левой руки.

Образец полотнянки. Главная основа всех изделий.

Салфетка. Сцепное кружево. Работа Борняковой Т.Г.

Цветок. Сцепное кружево. Работа Борняковой Т.Г. Умение плести кружево — это искусство, которому может обучиться далеко не каждый, однако владение даже основами кружевоплетения сделает из вас настоящего мастера в глазах других! Не пугайтесь трудностей, ведь работы изготовленные подобным образом, выглядят просто потрясающе.

Читайте также:  Лестница поворотная на второй этаж разновидности конструкций, самостоятельное изготовление

Схема изготовления кружев

Для того чтобы выполнить простой узор, готовят сколок. Для этого необязательно пересматривать все схемы сколок для кружевоплетения на коклюшках, любой может просто начертить простейший узор на бумаге и приступить к вязанию. Сама схема выполнения работ однообразна для любого плетёного узора:

  1. Изготовить сколок. Вариантов много: купить готовый, найти подходящий вариант и распечатать, придумать и начертить самому.
  2. Прикрепить сколок к подушке. Здесь главное — ровная поверхность и надёжность крепления. Следят за тем, чтобы булавки не торчали из подушки по сторонам.
  3. Наматывают нити на коклюшки. Готовят нужное количество пар и наматывают на них нити нужного цвета и размера. Если нить заканчивается, её заранее добавляют.
  4. Крепят нити к булавкам на сколоке.
  5. Используя схему плетения или пользуясь подсказками мастер-класса из видеоурока, плетут узор. Здесь уже нужны только терпение и сноровка, которая приходит со временем.
  6. После завершения работ изделие отправляют в стирку. Затем протирают или моют все колышки, используемые в плетении.

Научится плести кружева может любой желающий, если у него есть терпение и усидчивость. Освоив это мастерство, вновь испечённые мастера вносят свой вклад в кружевоплетение, изобретая всё новые и новые сказочные узоры и орнаменты.

Виды кружевных изделий

Кружева могут быть или мерными, или штучными.

Первые из них измеряются в метрах. Они бывают узкими (1-3 см), средними (до 6 см), широкими (более 6 см). Кроме этого, мерное кружево различают по форме:

  1. Прошва имеет с обеих сторон узкий край.
  2. Аграмант с обоих краёв зубчатый.
  3. Край с одной стороны зубчатый, а с другой — ровный.

Штучное кружево представляет собой законченное, целое изделие: скатерть, занавесь, накидку, жакет, жилет, боа, шарф, воротник, манжеты, салфетку и т. п.

Скань

Для скани применяется более толстая нить, чем при основном плетении. Для этого можно сложить имеющуюся в два раза. В середине между булавками с долевыми нитями втыкается булавка для навешивания коклюшек со сканью.

Плетение до коклюшки со сканью производится обычным способом:

  • Скань «верёвочка» получится, если ходовая будет пропущена между нитями скани таким образом, чтобы правая была над ходовой, а левая — под ней. Когда ходовая нить будет возвращаться с другой стороны, перевивают скань и пропускают ходовую: правая нить сверху, левая — под ходовой.
  • Скань «косичка» получится, если взять не одну, а две пары коклюшек. Ходовую пропускают в этом случае между двумя парами скани, при возврате ходовой нити скани перевивают не в одну сторону, а в разные.

Элементы кружевоплетения

Существует 4 главных элемента кружевоплетения: плетешок, полотнянка без перевива пар, полотнянка с перевивом всех пар и полотнянка с перевивом крайних пар.

Плетешок выполняется в ползаплёта (перевить — сплести), после каждого приёма нити утягиваются, для чего коклюшки разводятся в стороны.

Полотнянка без перевива пар плетётся на нескольких парах коклюшек. Тут нужен будет сколок. Для плетения изделий на нескольких парах он необходим. Ширина его составляет 12 мм, расстояние между точками – 6 мм. Взять нужно не менее 7 пар коклюшек.

Далее плетётся по инструкции:

  1. Над сколком устанавливается 6 булавок, на каждую навешивается пара коклюшек. Все они называются долевыми, во время плетения не меняют своего направления.
  2. Слева от первой пары навешивается ходовая пара. Она перемещается слева направо и справа налево.
  3. Плетение начинается с левой стороны. В левую руку берётся ходовая пара, а в правую — первая долевая пара. Пары сплетаются полотнянкой (сплести — перевить — сплести).
  4. Ходовая пара по очереди переплетается с каждой долевой.
  5. В переплетение последней долевой и ходовой (между ними) ставят булавку. Заплетают её так: ходовую перевить один раз, долевую не перевивать, а сплести полотнянкой (сплести — перевить — сплести).
  6. После этого ходовая пара перекладывается в правую руку, и плетение продолжается в левую сторону.

Полотнянка с перевивом всех пар делается по тому же сколку, что и полотнянка без перевива пар:

  1. В процессе работы ходовая пара сплетается в полный заплёт (перевить — сплести — перевить — сплести).
  2. Под переплетение ходовой пары с последней долевой ставится булавка. Заплетается в перевив: ходовую пару два раза перевить, долевую один раз перевить и сплести — перевить — сплести.

Полотнянка с перевивом крайних пар плетётся тоже по тому же сколку:

  1. Это плетение на коклюшках начинается, как и плетение полотнянки с перевивом всех пар.
  2. Вторую и последующие (до предпоследней) плетут, как полотнянку без перевива пар.
  3. Предпоследнюю долевую плетут в полный заплёт (перевить — сплести — перевить — сплести).
  4. Последнюю заплетают в перевив, как для полотнянки с перевивом всех пар.

Где и когда впервые появилось кружево фриволите доподлинно неизвестно. Зато тот факт, что оно пользовалось спросом у знати и аристократов по всей Европе, неоспорим. Проверенная временем техника плетения популярна и сегодня. При помощи фриволите создают одежду и аксессуары. Не менее востребованы кружева ручной работы и при оформлении интерьера.

По сути фриволите является узелковым кружевом. Примечательно, что современные мастерицы не всегда используют для плетения челноки, среди подручных инструментов чаще можно встретить крючок или иглу.

Эта уникальная техника позволяет использовать не только нити, но также бисер и бусины. Готовые изделия могут иметь бисерные вставки или полностью состоять из него.  Работу над созданием фриволите без лишней скромности можно назвать филигранной. Дизайнерские украшения выглядят безупречно и стильно. Такие аксессуары относят к разряду нишевой бижутерии.

Даже без дополнительных вкраплений фриволите выглядит волшебным.

Эффектно смотрятся не только хитросплетения, но и незатейливые простые узоры.

Любоваться фриволите можно бесконечно. Техника плетения узелкового кружева довольно интересна и относительно проста для освоения. Убедиться в этом можно, просмотрев видеоролики:

В Росии искусство плетения кружева -кружевоплетение появилось в 1724 году, когда Петр I выписал несколько “брабантских сирот, выученных в монастырях” для обучения насельниц Хотьковского девичьего монастыря прядильном уделу,золотому шитью и плетению кружев. Хотя на Руси был уже такой вид рукоделия – кружева, но техника его была иной, что мы сейчас имеем ввиду под этим словом. Наиболее древним рукоделием было кружево из металлических нитей. Металлические нити для изготовления кружева были разными. – чисто металлическими разного сечения: волоченка, грань, бить, канитель. – нити , состоящие из двух или более нитей разного материала. Например: пряденое золото, состоящее из металлической полоски и нити из текстиля. В XVII-XVIII  вв. серебряная полоска из металла навивалась на основу белого шелка,а золотая – на основу желтого или оранжевого шелка, что скрывало визуально саму основу. Со временем нить из чистого золота используется вес реже. Шелковая основа с середины 18 века стала заменяться на х/б, а само ручное прядение с развитием науки и техники становится механическим. Кружева делали так же из льняных нитей, шелковых, шерстяных,х/б… В народном кружеве мастерицы сочетали разные материалы,  к которым добавлялась еще и металлическая нить, которая использовалась в виде скани, обозначая собой рельефный контур узора. Скань могла быть выделена не только с помощью иной фактуры нити, но и с помощью цвета, например: синего и красного, либо кружево традиционных цветов с красным или синим рельефом.

Золотое кружево на Руси:

На Руси кружево из металлических нитей было известно с XIII столетия. Оно упоминается в Ипатьевской летописи под 1252 годом как украшение одежд князя Данииила Галицкого: ” кожюх же оловира Греецького и кружевы златыми полосками ошит”… Существует придание, что происхождение названия “кружево” связано со словом “круг”, поскольку оно служило для окружения, окаймления оплечья, подола, боротов и обшлагов царской великокняжеской одежды. Золотое кружево на Руси различали кованое, цепковое, плетеное и проч… Низанное кружево было на особом положении и исключительно в царском кругу. От других видов кружева отличали наличие жемчуга, различных блесток, бляшек и прочий декоративных включений при плетении. кружево дополнялось и мелкими дробницами – серебряными золочеными бляхами с мелкими чеканными или резными сюжетами… Растительный орнамент в нижней части набедренника. Новгород, XVII в. Бархат, холст, трунцал, золотные и серебряные нити, жемчуг, драгоценные камни, стекла, серебро, литье, резьба, золочение. Лопасти от убруса, орнамент. XVII в. Атлас, шелковые, золотные и серебряные нити, канитель, трунцал, блестки, кружево, камни, жемчуг, стекла, серебро. Ярославский художественный музей-заповедник. Само низанье представляло собой нанизывание жемчуга на нитку в виде сквозной сетки. Самих техник низанья было более 12-ти. При низанье употребляли как сам жемчуг и его остатки, таки самоцветы: рубины(яхонты), сапфиры(яхонты лазоревые) и проч. Низаным кружевом украшались особо ценные вещи церемониального значения и царские одежды. Предметы , украшенные низанием иллюстрируют исключительно парадную сторону жизни царской семьи и её ближайшего круга. До настоящего времени сохранилось не так много образцов низаного золото-серебряного кружева. XVII век стал “золотым” веком металлического кружева и в европейской, и в отечественной дворцовой культуре. Кружево этого времени уникально по своему качеству и внешнему виду. К концу столетия начинается процесс замещения золото-серебряного кружева другими металлическими нитями и отделкой: галунами, шитьем, басоном. В начале XVIII века металлическое кружево появилось в гардеробе обывателей “средней руки”  и становится принадлежностью крестьянского костюма. Спад на золото-серебряное кружево начинается  с середины 18 века. В это время одежда аристократии декорировалась по новой французской моде: галуном и шитьем из металлических нитей. В придворной культуре металлическое кружево ушло на второй план, постепенно перемещаясь из столицы в провинцию, а из дворцового – в городской обиход. /ист: Б. Шапиро “История кружева”/

Середина 19 века 1860- 1890 гг – русские головные уборы 

Книга рукоделия с применением бисера. ——————————————————————–

Кружевоплетение на Руси

Сохранились данные о кружевной школе, открытой еще Петром 1 в Новгороде в начале 18 века. Первоначально мастерицы работали на “западный манер”. Ориентация на западный образец ослабла где-то с 1875-78 годов, что было обусловлено модой на русское кружево. После привоза первых учителей на русскую землю Петром 1 искусство кружевоплетения быстро распространялось по всей России, особенно когда стало налажено производство крестьянского плетенного кружева несложных форм. В процесесе распространения кружевного плетения и перемещаясь с места на место по Руси плетение принимало новый вид и формы. Самое распространенное было – это цветочные орнаменты, обрамленные разными геометрическими линиями: ромбами, волнами и проч. Быстрому развитию кружевного промысла так же способствовала мода того времени, у которой отделка кружевом была наиболее желанной и любимой у дамского платья и белья. Со второй половины 19 века кружевоплетение из домашнего ремесла переросло в растущий промысел, которым занимались десятки тысяч кружевниц в Вологодской, Орловской, Тульской, Вятской, Тверской, Московской и многих других губерниях.  * Все области и виды кружев просто нет возможности показать ан одной странице. по-этому предлагаю рассмотреть только Вологодское, Елецкое и Рязанское цветное *

Вологодское кружево – 

тяжелое, строгое, с крупным узором. Фон выплетался “вологодским манером” из звездочек-насновок. В вологодском сцепном кружеве узор четко отделен от фона, крупные формы орнамента очерчены ровной белой линией на фоне ажурной решетки из сквозных кругов, квадратов и шестиугольников.  Сам узор выкладывался пухлой белой бумагой, что придавало большую рельефность и красоту рисунку. Вологодское кружево редко бывает цветным. При его изготовлении главное внимание уделяли изяществу узора и мастерству исполнения. Фрагмент подзора свадебной простыни конец XVIII века Подзор 18 век. – Вологда.

Фрагмент подзора свадебной простыни.

 Конец XVIII в. Вологодская губ. // Шангина И. И. Русские девушки . – СПб., 2007. – С. 312 Вологодское кружево конец 19 в.

Елецкое кружево

– более воздушно, менее заметен в нем переход от рисунка к фону. 

В городе Михайлове Рязанской области 

издавна плетут цветное кружево. Рязанское кружево – одно из самых ярких явлений в русском кружевоплетении. наиболее самобытным из всех видов рязанского кружева было кружево города Михайлова и Михайловского уезда. Отличительной особенностью этого вида является как архаический узор, в котором никогда не присутствуют новомодные узнаваемые цветочные и растительные мотивы, так и его колорит, состоящий преимущественно из красных тонов  с черным, коричневым, синими, темно-зелеными, охристыми, белыми и золото-серебряными акцентами. Оригинальна и техника исполнения, согласно которой кружево выполняется из пухлой нити и дял дополнительного объема украшается вышивкой, которая располагается поверх плетения. Плетение выполняется в наиболее архаичной численной многопарной манере. Русское кружево отличается многообразием местных особенностей, неповторимостью изделий каждого центра.  Лучшие образцы русского кружева ручной работы отличаются богатством колорита, совершенством технических приемов и оригинальностью узоров.  Рисунки мастериц напоминают морозные узоры, а концы кружевных шалецй- крылья сказочных птиц… “Для более или менее торжественных случаев самым подходящим слудет считать тонкие русские плетенные кружева, за которые за границей платят неслыханно высокие цены” – писал в 1915 году журнал “Модный свет”. С 1920-х годов в России уходит в небытие ручной труд мастериц кружевниц. На смену приходит машинное кружево… ———————– ———————– * О кружеве много написано книг. Подобные можно найти в интернет-библиотеках даже за 19 век. Так же как по поисковику посмотреть множество картинок на эту тему… Моя статья лишь капля о той создаваемой красоты,изящества и богатства в разнообразии женскими руками на Руси… * ———————— Читайте так же: Старинное кружево,шитье,вышивка в одежде.Часть 1:История, подлинники. Старинные: кружево,шитье, вышивка на аксессуарах: шалях, платочках и проч. Чать 2. Старинные кружево и вышивка на домашнем текстиле. Часть 4. Книга рукоделия с применением бисера. Вышивка на одежде 1890-1915 гг. Книга. Подлинники. Отделка платьев 19 века. Подлинники в деталях. Вышивка для белья как вид домашнего рукоделия в 19-20 в. Книга.Картинки.Схемы. Вышивка надкрыльями жуков в 19-20 вв. Русская народная теплая одежда.Книги по народному костюму. Женская народная нательная рубаха. Традиционная русская народная одежда.Крой. Русский народный костюм 16-19 веков. Подборка статей о русской народной одежде до ХХ в. Народный костюм 19 в.:жилет,казакин/кафтан,рубаха,штаны.Крой.Фото. Смотреть и скачать КНИГИ о народном быте и одежде тут

Родоначальницей подобной техники плетения считается Италия. Еще в 16 веке, это искусство имело место быть. Оно распространялось с высокой скоростью и охватывало всё большие территории. Им овладели жители Германии, Швейцарии, Нидерландов и спустя небольшое количество времени, оно дошло и до славянских народов. Где получило своё развитие и всё большее распространение по всему земному шару. Но, как бы парадоксально это не звучало, например, некоторые восточные народы, до 20 века не знали о данной технике плетения кружева. Так давайте рассмотрим плетение на коклюшках с текстовой инструкцией и фото-подборкой для начинающих!

image

Раньше считалось, что овладеть подобным ремеслом, схемами плетения кружева практически нереально. Многие рукодельницы и мысли не допускали, что смогут когда – либо выполнить поделку самостоятельно. Поэтому, даже не пытали удачи в подобном деле.

На сегодняшний день, существует масса книг и пособий, мастер – классов и видео, кружков и сообществ, из которых вы можете узнать схемы техники плетения узоров многочисленных изделий.

Всем известно, чем дольше увлекаешься тем или иным делом, то обретаешь более серьёзные навыки, радуешься, получая истинное удовольствие не только от итога своих трудов, но и от самого процесса изготовления поделки своими руками. Творческим людям будет приятно выполнять изделия в этой технике. Ведь, испокон веков наши рукодельницы имели свои именные способы изготовления поделок, не просто так, у каждого кружева своё название и схема плетения. Потому, что рукодельницы, имея огромное желание и необузданную фантазию, творили чудеса.

Читайте также:  Техника вязания нукинг крючком: мастер класс для начинающих с фото и видео материалами

image

На сегодняшний день, трудно представить дом, квартиру любой женщины без украшений в технике плетения на коклюшках. Совершенно не имеет значение, какое место в вашей жизни занимает творчество, но если вы хотите расслабиться и получить удовольствие, то плетение на коклюшках – прекрасный способ для начинающих начать это делать.

Чтобы начать работу над изделием, необходимо иметь представление, что из себя представляют коклюшки, какие предметы и инструменты нужно использовать, как это делать.

image

Тонкие деревянные палочки, которые имеют углубление в верхней части – коклюшки. Углубления нужны для наматывания на них нитей, при помощи которых вы будете выполнять плетение. Они изготавливаются вручную, либо на станке. Имеют разную толщину и длину, поэтому нужно первоначально определиться какое кружево вы хотите получить.

Подготовка рабочего места.

Вам не терпится побыстрее перейти к обучению, но всё по порядку. Хорошо организованное рабочее место залог успешного обучения. Все инструменты должны быть под рукой, можно завести отдельную коробочку, шкатулку и хранить в ней своё богатство.

  • Подушка (Как сделать настоящую подушку)
  • Пяльца (Размеры для пелец)
  • Коклюшки (Какие нужны коклюшки)
  • Инструменты (Что необходимо иметь каждой кружевнице)
  • Материалы (Какие нитки подходят для плетения)
  • Сколок (Сколки для обучения)

Материалы для работы

Самые важные инструменты для плетения кружев – это валик и коклюшки. Также понадобится подставка для валика, специальные булавки, обычная иголка или маленькое шило, вязальный крючок № 0,5.

  • Коклюшки – твёрдые палочки с головкой на конце. Под головой располагается шейка, на которую натягивают нить. Они бывают разной формы, и заказать их создание можно в специальных мастерских. При плетении кружева коклюшки применяются только парами, поэтому их число всегда чётное.
  • Валик это туго набитая подушка в форме цилиндра. Для создания валика необходимо взять кусочек плотного материала размером 50х70 см.
  • Подставка для валика помогает спокойно плести и даёт возможность обеспечивать стабильность подушки во время плетения. Её можно сделать из фанеры с выемками на два сантиметра меньше диаметра валика.
  • Острая иголка нужна для прокалывания «сколка», на котором будет проходить работа – в полученные дырочки вставляются булавки, которые фиксируют плетение.
  • Крючок берётся для сцепления определённых деталей кружева во время работы.

Основные элементы.

Надеюсь у Вас всё подготовлено, давайте проверим: подушка стоит на пяльцах (в самом крайнем случае подушку ставят на перевернутую табуретку, ставят на стол в низенькой плетёной корзинке, крышке от обувной коробки — все это для меня очень неудобно и непривычно, я обеими руками за пяльца), подготовлены коклюшки, пока их понадобиться 4 штуки или говоря на языке кружевниц 2 пары, булавки, сколок подготовленный к работе, накол, ножницы. Теперь можно переходить к первому разделу, замечу, что элементы изучаются именно в том порядке, в котором они расположены ниже. То есть сначала плетём плетешок, затем полотнянку, за ней сетку, а там и насновку.

  • Прикалывание сколка к подушке (Видео)
  • Наматывание ниток на коклюшки (Видео)
  • Плетешок (Видео)
  • Полотнянка (Видео)
  • Сетка (Видео)
  • Насновка (Видео)
  • Обрыв нити, замена нити (Видео)

История бобинного кружева

Родиной коклюшечного или, как его ещё называют, бобинного кружева, по праву считается историческая область Европы под названием Фландрия. Именно здесь в эпоху Возрождения появился этот вид ремесла и был доведён до совершенства. Географические открытия и налаживание торговых связей с далёкими и не очень странами разнообразили моду роскошными тканями и фасонами.

Кружевная отделка стоила неимоверно дорого, считалась признаком богатства и высокого социального положения. С её помощью любая одежда выглядела роскошно. Такие детали можно было отпороть и применить в другом туалете. Даже среди королевских особ кружево передавалось по наследству и считалось ценным свадебным подарком даже в XX веке.

Знаменитое подвенечное платье первой супруги принца Чарльза Дианы было украшено винтажным кружевом, полученным королевой Елизаветой II от её бабушки Марии Текской, жены короля Великобритании Георга V. О предшествующей судьбе этого произведения рукодельного искусства неизвестно.

Город Брюгге

Это старинный город находится в тихом уголке современной Бельгии. Раньше в здесь пересекались основные торговые пути, стекались и уходили караваны, связывавшие Европу, Азию, страны Востока и Африку. Коммерция шла настолько бойко, разнообразные ремесленные производства росли и ширились.

Здесь сформировалась и к середине XVIII века окончательно оформилась не только бобинная техника кружевоплетения, но и целая отрасль со своими школами, мастерскими и дистрибьюцией. Немалую роль она сыграла и в социальной сфере общества. В школы при монастырях на полный пансион принимали сирот, давая не только профессию, но и начальное образование.

Читайте также:  Пинетки кеды крючком схема

Выполняем первое кружевное изделие.

Если Вы дошли до первого кружевного изделия, значит первые обучающие уроки позади. Вы умеете плести плетешок и делать отвивные петельки, Вы научились плести насновку и она у Вас получается похожая на семечку с ровными краями, Вы знаете, что такое полотнянка и три вида скани, которые могут использоваться в полотнянке. И наконец, что такое сетка и какие виды скани обычно в ней плетутся. А если ВЫ ещё и умеете плести все эти основные элементы, то милости просим к следующему уроку.

  • Перейти к выполнению первого кружевного изделия (Видео)

Осваиваем плетение на коклюшках

Друзья мои! Поверьте, что это не сложнее, чем плести косички!

Это — медленный процесс, но он — не сложен! И я постараюсь вам это доказать своим мастер-классом, если дочитаете его до конца.

Плетение кружев на коклюшках — это кропотливая работа, требующая усидчивости и терпения, аккуратности и, конечно, много времени. Однако вся эта необыкновенная красота создается очень простыми действиями.

Я бы сказала, что формула красоты кружева заключается всего в двух действиях: перевить и сплести!

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс, который поможет вам сделать первый шаг в освоении сказочного мира кружевоплетения на коклюшках.

Кому желательно освоить эту технику?

Тем, кто шьет, вяжет, вышивает, плетет макраме, тем кто создает одежду и декор для неё, украшения.

Сплести на коклюшках можно не только воротнички,

манжеты, вставки, но и самостоятельные изделия: жилеты, пелерины, шляпы.

Для кукольников уметь плести на коклюшках — значит, суметь сделать эксклюзивный наряд для куклы, «изюминку», которая станет вашей неповторимой и такой изысканной особенностью, как мастера. А учитывая, что размеры кукольной одежды очень малы, вам не придется тратить кучу времени для выполнения кружевных элементов!

Кроме того, осваивая новые техники и приемы рукоделия, вы развиваете свои способности, приобретаете новые знания и умения, расширяете палитру своих возможностей, увеличиваете свою многогранность, как мастера. Вы активизируете свой потенциал и становитесь мультимастером!

Кружева, сплетенные на коклюшках, имеют давнюю и интересную историю.

Зародилось кружевоплетение более 300 лет назад в Европе. В Россию эта техника пришла в 17 веке. До 18 века кружево плели из золотых и серебряных нитей. Дорогое, изысканное, ажурное кружево применялось для отделки одежды высшей знати и дворянства. Царской, дворянской одежды и церковных облачений. Парча и бархат, золотая вышивка, жемчуг и драгоценные камни, кружева из золотых и серебряных нитей использовались для создания роскошной парадной одежды.

Коклюшечные кружева часто называют одним словом — «вологодские». На самом деле существует несколько разновидностей этих кружев, имеющих свое название, свои особенности, так как, развиваясь в России в 17 губерниях, местные кружевницы привносили своё видение, технику, колорит в свои кружевные изделия и тем самым развивая, усиливая отличия кружев в каждой местности.

Читайте также:  Мохеровый берет крючком

В Вологодском кружеве непрерывно извивающийся растительный орнамент, образованный плотной полотнянкой-вилюшкой, имеет ажурную фоновую решетку из плетешков с отвивными петельками и плотных насновок, чаще всего продолговатой формы.

В Елецком кружеве плотная полотнянка имеет переходы в ажурную сетку.

Киришское кружево имеет фон из насновок и разреженную полотнянку.

Рязанское кружево выполняется яркими нитками в численной технике.

———————————————————————————————————————————————————————————

Ну, что ж, начнем?

Что нам потребуется для кружевоплетения?

Конечно, коклюшки.

Мы все их видели, знаем и купить их в настоящее время не сложно.Нужно 50-100 штук.

Нам нужны нитки для плетения. Это может быть мулине, ирис, лен.

Еще нам понадобится валик, плотно набитый опилками. Плетут кружева чисто вымытыми руками, особенно — белые кружева!

Для перерывов в работе хорошо сшить чехол для валика, чтобы прикрывать незаконченную работу.

Имейте ввиду, что размер чехла должен быть больше валика настолько, чтобы с легкостью покрывать и все коклюшки, которые участвуют в работе.

Сколок, по чертежу которого мы будем плести кружево.

Иголки, похожие на маленький гвоздик и булавки с шариком на конце.

И самый маленький крючок, так как именно с его помощью, мы будем делать соединение элементов кружева в сцепной технике.

Намотка ниток на коклюшки.

Все кружева, которые вы когда-либо видели, имеют 4 основных элемента, которые выполняются всего лишь двумя действиями.

Полотнянка.

Сетка.

Насновка.

Сколок мы можем распечатать из книги, можем создать его в специальной программе, а можем нарисовать его сами. И это совсем не сложно.

Делаем набросок карандашом, стараясь понять, почувствовать движение линий, форм в заранее заданных размерах, границах будущего изделия: воротничка, вставки, головного убора.

На следующем этапе воспользуемся плакатным пером, чтобы выдержать нужную ширину полотнянки, которая образует основной узор кружева. Прорисовываем черной тушью и плакатным пером узор вилюшки, чтобы четко и ярко, за счет контраста цветов (белого и черного) представлять, как будет смотреться кружево в изделии.

На третьем этапе изготовления сколка, наложив на рисунок кальку, начинаем прорисовывать точки накола и движения ходовой пары. Внутри полотнянки движение ходовой пары изображается таким характерным зиг-загом.

Читайте также:  Узор листья спицами схема: вяжем модный пуловер с листьями

Вверху вы видите примеры таких разработок сколков.

А сейчас, я хочу предложить вам сплести авоську, которая вам пригодится в хозяйстве. Её сетчатая структура, как никакая другая, позволяет переносить в ней любые по конфигурации предметы и при этом авоська очень компактна, занимает в вашей сумочке очень мало места.

Делаем из пенопласта (можно использовать плитки для потолков) «дощечку».

Чертим на миллиметровке размер сетки.

Не будем на первых порах мудрить со сложным рисунком, как на этих чертежах.

Приклеиваем чертеж на пенопласт.

Наматываем на коклюшки нитки и начинаем плести авоську.

Вкалываем в верхний торец иголочки.

Навешиваем пары коклюшек и начинаем плести.

Начинаем обвязывать верх авоськи, пряча хвостики ниток в вязание. Место для ручек определяем, ориентируясь на схему плетения. Через отверстия внизу ручек, привязываем ручки.

Можно ручки сделать из ниток, оставшихся на коклюшках по окончании плетения и обшить их полоской ткани, подходящей по цвету и качеству. Два варианта ручек авоськи на ваш выбор.

Надеюсь, что мастер-класс был вам интересен и полезен. И что-то интересное для себя увидели даже те, что уже давно и успешно плетет на коклюшках. А те, кто только хотел бы приступить к плетению, перестали думать, что это очень сложно, трудно.

На самом деле, единственно, что вам действительно нужно — это горячее желание плести кружева и аккуратность в работе. Впрочем, это самые важные условия для освоения любого рукоделия! Абсолютно любого!

Если вам понравился мастер-класс, нажмите кнопочку!

С уважением и любовью, Любовь Комиссарова.

Выполняем второе кружевное изделие.

В этом уроке мы с Вами выполним уже более сложную кружевную салфеточку. В ней используются такие основные элементы, как плетешок, полотнянка, сетка. Вы научитесь делать переходы из полотнянки в сетку и из сетки в полотнянку. Так же в этом изделие Вы в первый раз сплетете большое плетешковое заполнение — решетку.

  • Перейти к выполнению второго кружевного изделия (Видео)
  • Перейти к кружевному изделию с решеткой (Схема плетения решетки)

Отдельные элементы.

В этом разделе собраны видео уроки по различным элементам в кружеве. Большинство уроков сделаны по просьбам кружевниц.

  • Плетение паучка (Видео)
  • Выполняем острый угол (Видео)
  • Цепочка в кружеве (Видео)
  • Фальшивый плетешек (Видео)
  • Квадратная насновка (Видео)
  • Накладная полотнянка (видео)
  • Односторонняя скань (Видео)
  • Как вплетать бисер в кружево (Видео)
  • Перевод скани в полотнянке (Видео)
  • Плетение полуцепки — фестоны (Видео)

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий